Вчера на заседание парламентской Комиссии по борьбе и предотвращению коррупции и контрабанды пришла замдиректора Главного налогового управления СГД Инара Петерсоне, чтобы обсудить с депутатами вопросы, связанные с государственным контролем за доходами латвийских граждан (и неграждан).
Г-жа Петерсоне, в частности, сообщила, что СГД в этом году попросила подать декларации 318 физических лиц, высокую сознательность из них проявили 204 человека, которые скромно задекларировали 48,5 миллиона латов наличными. Причем, как признала представитель налоговой службы, по информации СГД, у четверти из 318 избранных в последние три года не было никаких доходов, а еще у четверти за указанный период набежало по жалкой тысяче латов. Но этот факт еще ни о чем не говорит, считают налоговики: а вдруг объявившиеся вдруг средства были накоплены раньше? И только у трех человек предполагалось обнаружить нечто существенное, т. е. сбережения, превышающие 100 тысяч латов. А тут такой сюрприз!
- Да в общем это никакой не сюрприз, – поспешил успокоить «Час» главный специалист по латвийским миллионерам известный журналист Лато Лапса. – Это совершенно нормальная реакция на нововведения в нашем законодательстве. В связи с предстоящим введением нулевых деклараций можно предположить, что появится огромное число нормальных законопослушных граждан, которые захотят указать свои сбережения. 8 миллионов – это, конечно, перебор. Но легко предположить, что кто-то точно захочет вписать в декларацию «бриллианты своей бабушки», просто предусмотрительно позаботившись о своем будущем.
Словом, нынешняя «сенсация» – хорошая иллюстрация к тому финансовому буму, который нас может ожидать в связи с неуемным желанием государства контролировать доходы своих жителей. По большому счету, отмечает Лато Лапса, большинство крупных бизнесменов и действительно состоятельных людей так или иначе уже декларируют сегодня свои налоги.
Вопрос в другом: насколько объективной будет картина, которую попытается нарисовать себе государство и какая польза от нее будет, если механизм учета и контроля не будет детально проработан? Ведь проверить, существуют ли эти миллионы на самом деле, почти невозможно. И в конце концов, кто помешает их владельцу в случае чего сказать: «Да, хранил где-то в банке, да забыл, где зарыл…» А с другой стороны, может, ему эта заявочка когда-нибудь и пригодится.
Кстати, а вы уже записались в миллионеры?