Однако до сих пор жильцы по-прежнему нередко оказываются в роли докучливых просителей. Особенно не позавидуешь старшим по дому. Тем, кто добросовестно, серьезно относится к своим обязанностям. Жильцы требуют свое, а добиться старшему по дому чего-то от больших и маленьких начальников из ПЖКХ порой ой как трудно. «Чего ради я должен мучиться? За какие такие коврижки?» – спрашивает сам себя человек. Опускаются у старшего руки, пропадает всякое желание работать от ощущения, что словно лбом уперся в каменную стену. И только чувство долга удерживает старшего от желания послать подальше эту неблагодарную работу и замкнуться в благополучном и спокойном мирке своей собственной квартиры. Но насколько этого терпения может хватить?
С монополистом не поспоришь
- Изначально проблема в том, что нас вынудили приватизировать жилье, которое, мягко говоря, далеко не в идеальном состоянии, – начинает разговор в редакции «Миллиона» старшая по дому на ул.Циетокшня, 71 Эльвира Дарзниеце. – Большинство домов жилого фонда нуждается в серьезном ремонте. Кровли текут, водопроводные трубы проржавели, из-за этого происходит сверхнормативная утечка воды. Тепловая система требует замены изоляции, старые, отжившие свой срок теплоузлы, плохо закрывающиеся входные двери, разбитые стекла в подъездах, трещины в стенках – из-за чего огромные потери тепла и т.д. и т.п., не говоря уже о таких «мелочах» как десятилетиями некрашенные, облупленные подъезды. Теперь ремонт всей этой «красы» самоуправление переложило на плечи жильцов – ведь жильцы, приватизировав квартиры, стали хозяевами своего дома. Но слово «хозяева» я бы взяла в кавычки.
- Приватизировали, а чувство хозяина не появилось?
- Дело в другом. И самоуправление, и его коммерческая структура – ПЖКХ – по-прежнему относятся к нам, как к бедным родственникам или докучливым просителям, но не как к хозяевам. Представьте, что у вас частный дом и вы хотите сделать в нем ремонт. Вы обращаетесь в строительную организацию, там составляют смету, согласуют ее с вами, и после ремонта вы проверите качество работ, убедитесь, что были использованы именно те материалы, что проходили по смете, что ни один ваш сантим не пошел «налево». При этом «фирмачи» будут с вас пылинки сдувать: вы выбрали именно их фирму, дали им заработать.
А с ПЖКХ у жильцов на сегодня совершенно другие отношения. ПЖКХ по-прежнему фактически остается монополистом и ведет себя как монополист. Как старшая по дому я все это прочувствовала, как говорится, на своей шкуре, и могу привести немало примеров.
Смета – тайна за семью печатями
Первый пример – послуживший причиной нашей встречи. До сих пор в наш дом не подано тепло. Точнее, только в полдома. Значит, половина жильцов мерзнет. За какую такую вину? Нет вины. Долг за тепло у дома небольшой, теплосети тепло подали сразу. Но оказалось, что неготова домовая теплосистема. До сих пор не могу ни у кого добиться – какая конкретно причина. То ли воздушные пробки, то ли еще что. Как же так? ПЖКХ отрапортовало на весь город, что жилой фонд к зиме готов. Вот он как готов. Что, летом времени не было все проверить? Говорят, людей не хватает. А вы сократите свой раздутый управленческий аппарат, а вместо этого больше толковых слесарей примите на работу. Придешь в ПЖКХ по рабочему вопросу, так к нужному начальнику не попасть. Охрану внизу установили, не пускают. Или скажут: «Нет его!» А если удастся прорваться внутрь, смотришь – идет голубчик по коридору. Никуда, оказывается, не ушел. Такая вот система у них – к начальникам посетителей не допускать.
Нужно было как-то на крыше менять заградительные решетки. Еле уговорила. Спрашиваю: «Сколько стоят решетки и работа?» Ответ: «Не знаю!» Что ни спросишь, ничего не знают. Ну, сделали работу, сметы я, конечно, не видела и сколько денег ПЖКХ сняло с лицевого счета дома, до сих пор не знаю. Но ведь это же наши деньги, жильцов! Почему от старших скрывают смету, почему не отчитываются перед нами за каждую выполненную в доме работу? Ведь мы же хозяева, мы наняли вас обслуживать дом, так уважайте наши права. Ничего подобного!
Я уже четыре года подряд не подписываю осенью акт о приеме дома к отопительному сезону. Окна в подъездах не застеклены, во входной двери подъезда щели. Ставили решетки на окнах подвала, а оконные рамы сняли и увезли. Зачем, куда? Ничего не могу добиться. Теперь, выходит, нам, жильцам, надо скидываться, ставить рамы, иначе холодно будет. Ну какой хозяин частного дома допустил бы такое безобразие? А с нами, «хозяевами», так поступать, оказывается, можно. А каково отношение работников ПЖКХ к нашему теперь уже приватизированному имуществу? В теплоузле годами сливали и сейчас сливают воду, если какой-то ремонт. Прямо на пол, под фундамент. Из-за этого опасно просела стена дома, в потолке образовалась щель. Четыре года прошу ее заделать – результат нулевой. Если где-то в квартире требуется ремонт, слесари отключают воду без всякого предупреждения. Что за дела такие? Вы спланируете ремонт – напишите объявление на входных дверях, предупредите. Как бы не так! Начнешь звонить – того нет, этот посылает к другому, только нервы истреплешь и деньги на телефон потратишь. Кстати, на разговоры, связанные с выполнением обязанностей старшего по дому, я трачу в месяц до 7 латов.
Как-то я пришла в ПЖКХ и говорю: «Вы компенсируете мне эти расходы – ведь я выполняю часть вашей работы». «Нет, – говорят, – в нашем бюджете такой статьи расходов». Вот и весь разговор. Зато когда нужно «накручивать» сметы, тут они мастера. Я долго добивалась, чтобы на каждом этаже поставили выключатель света. В ПЖКХ мне заявили – это вам (т.е. дому) обойдется в 7,5 тысяч латов. Я ахнула – за выключатель и полметра провода на этаже такие деньги? В конце концов сделали, конечно, не за 7,5 тысяч латов, взяли меньше, но до сих пор не знаю толком, сколько сняли с лицевого счета. Это нормально? Когда я в магазине покупаю товар, я знаю, сколько за него заплатила. А тут, в принципе, какая разница? Невольно возникает мысль, что ПЖКХ не заинтересовано в том, чтобы жильцы контролировали деньги на лицевом счете дома, так им удобнее этими деньгами манипулировать. Засекречено не только это. Пришла как-то в домоуправление, чтобы узнать список приватизированных квартир, имеющих долги по теплу. Не праздного любопытства ради, а чтобы потом поговорить с должниками, ведь я, как и все жильцы, заинтересована, чтобы долги не «висели» на доме. Мне отвечают, мол, нельзя – это только для служебного пользования. И тут хочется сказать о правах старшего по дому, а вернее, о его полном бесправии. Удостоверение есть, а толку от него никакого.
Однажды я увидела, как работник РСУ изолирует в подвале трубы – холодную и горячую вместе, хотя нужно отдельно, иначе из-за конденсата трубы ржавеют. Ну, я его просто выгнала из подвала. Ну и что? Все равно потом эти «умельцы» сделали по-своему.
«Точки» бессмертны
И еще об одной проблеме, которая оказалась неразрешимой. В доме, на горе жильцов, есть «нехорошая» квартира. Хозяйка гонит самогон, устроила там притон. «На огонек» собираются местные алкаши, бывшие уголовники и прочая подобная публика. Разводят в подъезде страшную антисанитарию, справляют естественные надобности. Но слова им не скажи – в ответ угрозы физической расправы. Замучились мы с ними – дальше некуда. Сколько раз в дом вызывали полицию, сколько раз составлялись протоколы, но ничего не меняется. Уже не один раз жильцы писали коллективные письма в ПЖКХ: вы арендодатель, выселите жильца, который нарушает общественный порядок, а закон это позволяет. Узнайте в полиции, сколько раз их вызывали в эту квартиру, подайте в суд на выселение. В ответ ПЖКХ шлет нам отписки и ничего не делает. Это выше моего понимания.
В 1996 году было принято решение суда о выселении другой нашей жилицы, которая пьянствовала, развела антисанитарию и имела большие долги. Я о решении суда ничего не знала. Прошло 8 лет, а ее никто не выселял, долги продолжали расти. Когда я узнала, что она подлежит выселению, мне стоила больших нервов и здоровья, чтобы дом, наконец, избавился от такого жильца. Почему я должна была делать работу за юристов ПЖКХ? Я себя часто спрашиваю – зачем мне все это надо? Для чего мне эта нервотрепка, зачем я на себя взвалила эту ношу – быть старшей по дому, фактически домоуправом? Устала я от этих обязанностей. Только б замена была.
Вот такой вышел разговор. И не первый старший по дому рассказывает мне о своих мытарствах. Проблема общая. Ни старший, ни жильцы не чувствуют себя настоящими хозяевами своего дома, до сих пор нет равноправных отношений с обслуживающей дом организацией. А организация – ПЖКХ – между прочим, принадлежит самоуправлению, которое мы выбираем. Значит, мы, жильцы, вправе потребовать у руководства самоуправления навести порядок в отношениях между жильцами и ПЖКХ. Дать наконец, соответствующие права старшему по дому, и в первую очередь, право постоянно контролировать расходуемые на содержание и ремонт дома деньги жильцов.