Несмотря на уговоры экспертов не впадать в панику в связи с гуляющим по Европе “птичьим гриппом”, многие европейские потребители все же решили исключить из своего рациона яйца и мясо кур, гусей и уток. Для латвийских птицеводов такой поворот событий грозит обернуться многомиллионными убытками.
Хотя в Латвии пока не констатированы вспышки “птичьего гриппа”, умудренный опытом потребитель уже решил на всякий пожарный исключить из своего рациона птичье мясо. Во избежание паники Латвийская федерация продовольственных предприятий (ЛФПП) направила директору Продовольственно-ветеринарной службы Винету Велдре письмо с просьбой разработать план мероприятий, направленных на информирование латвийских жителей о птичьем вирусе.
Как Телеграфу сообщила исполнительный директор ЛФПП Арлита Седмале, люди боятся есть яичницу и котлеты по-киевски, потому что им не предоставляется объективная информация о “птичьем гриппе”. "Сегодня мы практически каждый день слышим о новых вспышках “птичьего гриппа” в Европе и об угрозе пандемии гриппа, — рассказывает она. — В то же время люди путают совершенно две разные вещи — “птичий грипп”, который является заболеванием пернатых, и ежегодную эпидемию гриппа, которая касается непосредственно людей. В связи с этим среди населения нарастает паника, так как не хватает информации компетентных экспертов, которые разъяснили бы ситуацию в Латвии, рассказали бы о рисках заболевания, гарантиях безопасности местной продукции и так далее".
Паника имеет вполне конкретные экономические последствия. Боязнь и нежелание покупать птичье мясо может привести к убыткам фермеров, которые занимаются птицеводством. Особенно это коснется тех крестьян, которые вложили крупные средства для того, чтобы их производство соответствовало всем требованиям ЕС.
Мнения
У нас стали меньше есть курятину и яйца?
- Хенрик ДАНУСЕВИЧ, президент Латвийской ассоциации торговцев:
— Нужно признать, что объемы продаж птичьего мяса немного упали, потому часть людей теперь боится употреблять в своем рационе курицу и мясо других птиц. В то же время, полагаю, мы немного преувеличиваем угрозу “птичьего гриппа”, как и угрозу любых других болезней. Насколько я знаю, при 70 градусах вирус погибает, поэтому, чтобы обезопасить себя, достаточно просто не есть сырого мяса. На мой взгляд, местные службы внимательно следят за ситуацией, поэтому если в Латвии будут констатированы вспышки вируса, то тут же будут приняты все необходимые меры. В конце концов “птичий грипп” — это не “коровье бешенство”, которое более опасно.
- Дагния ДИЖБИТЕ, пресс-секретарь торговой сети IKI:
— В магазинах нашей сети спрос на яйца не упал, и цены сохранились на прежнем уровне. Чуть-чуть меньше стали покупать фасованную курицу. На мой взгляд, это влияние СМИ, которые активно рассказывают о новых вспышках “птичьего гриппа” в мире. И конечно, люди начинают опасаться покупать птичье мясо.
- Маргриета АКМЕНС, консультант по общественным отношениям ООО Putnu fabrika Kekava:
— Спрос на нашу продукцию по-прежнему стабильный. На прошлой неделе нас озаботил тот факт, что подешевело импортное мясо. Мы же, в свою очередь, не можем снизить стоимость своей продукции из-за постоянного повышения цен на горючее и другие производственные составляющие. На своем предприятии мы стали вводить меры предосторожности уже в июне-июле, когда вспышки гриппа были констатированы в России. На мой взгляд, опасения, связанные с гриппом, не столько ударят по производителям мяса, сколько поднимут доходы фармацевтов.
- Валдис ГРИМЗЕ, председатель правления Латвийской ассоциации производителей яиц:
— Пока паника никак не отразилась на объемах производства яиц. Даже больше стали покупать, потому что нет никаких опасений насчет этого продукта: происходит его термическая обработка, соблюдаются нормы по гигиене и так далее. Цены на яйца в магазинах тоже не изменились. Что же касается птичьего мяса, то, насколько я знаю, его стали меньше потреблять как в Европе, так и у нас.
- Инта КРАСОВСКА, пресс-секретарь Rimi Baltic (магазины Rimi, Supernetto):
— В наших магазинах спрос на птичье мясо и яйца не уменьшился. Что касается цен, то в последнее время снизились закупочные цены — упала цена на импортное мясо и, как следствие, продажная цена снизилась где-то на 10%. Стоимость местной продукции сохранилась на прежнем уровне.