Канцлер с туманным будущим

Аналитики предрекают Ангеле Меркель недолгий срок правления

Сегодня Ангела Меркель будет приведена к присяге в качестве восьмого федерального канцлера ФРГ. Аналитики не возлагают больших надежд на ее правление, считая, что “большая коалиция” под ее руководством сможет удержаться у власти максимум два года. Основанием для таких утверждений служит крайне зыбкое равновесие внутри коалиции и жесткая социальная политика, взятая на вооружение новым канцлером.



Во всем первая
Согласно регламенту, церемонии вступления в должность канцлера предшествует голосование в бундестаге. Кандидат должен набрать квалифицированное большинство, то есть 360 голосов — с учетом того что в нынешний парламент вошли 614 депутатов.
Тот факт, что Ангела Меркель станет первой женщиной-канцлером, сомнений не вызывает. После того как 18 ноября ХДС/ХСС и СДПГ заключили коалиционный договор, Меркель заручилась поддержкой 448 депутатов. Кстати, с такой поддержкой Ангела Меркель станет абсолютной чемпионкой по числу полученных голосов при избрании на пост канцлера. Например, ее бывший соперник на выборах Герхард Шредер был избран канцлером в 2002 году 305 голосами членов коалиции СДПГ/Партия зеленых. Причем, поскольку у двух партий было вместе 306 голосов, следовательно, кто-то из “своих” за него не голосовал.


“Чрезвычайное экономическое положение”
“Германия должна в течение десяти лет снова оказаться в числе первой тройки стран Европы”, — так описала Ангела Меркель основную цель будущего Кабинета министров. Между тем программа действий нового правительства на ближайшие четыре года восторга в стране не вызвала. На жертвы придется пойти практически всем слоям населения.
Начнем с того, что государственный бюджет на 2006 год назвать просто дефицитным было бы слишком мягко. Сумма дефицита астрономическая — 64 млрд. евро. Одним из двух основных способов, которыми правительство Меркель собирается залатать столь внушительную финансовую прореху, является повышение налогов (в том числе НДС — к 2007 г.) и отмена налоговых льгот. Экономический еженедельник Wirtschaftswoche уже назвал программу повышения налогов “крупнейшей за всю послевоенную историю страны кампанией по выколачиванию денег для бюджета”.
Ну а второй способ погашения задолженности перед бюджетом, по мнению критиков, и вовсе нарушает одну из статей Конституции ФРГ. Согласно ей, сумма новых кредитов не должна превышать объем инвестиционных расходов государства. Иначе говоря, эта статья ограничивает возможности правительства с каждым годом все глубже залезать в долги. Однако “большая коалиция” уже решила, что новых кредитов она возьмет на сумму 41 млрд. евро, а инвестирует — только 23.
На возмущенные возгласы правоведов Ангела Меркель и новый министр финансов Пеер Штайнбрук заявили, что Основной закон ФРГ разрешает брать кредитов больше, чем инвестировать, если такая мера служит благородной цели, а именно: не допустить нарушения общеэкономического баланса в стране. При этом правительство всего лишь должно сей факт установить своим решением, что и было сделано.
Разумеется, плюсов такое решение для нового Кабинета министров не принесет, поскольку означает введение своего рода чрезвычайного экономического положения в стране.


Акценты меняются. Вопрос — насколько?
Не все гладко у партнеров по коалиции складывается и во внешнеполитической сфере. Ангела Меркель была вынуждена поставить на пост главы МИДа социал-демократа Франка-Вальтера Штайнмайера, который был министром при Шредере и проводил его политику. Ту самую политику, которую Меркель подвергала беспощадной критике. Теперь Меркель и Штайнмайеру предстоит совместными усилиями найти компромисс между незыблемостью генеральной линии внешней политики Германии и необходимой корректировкой курса.
Сможет ли Ангела Меркель изменить стиль отношений с такими могущественными партнерами, как, например, Россия? Это вопрос. Во всяком случае уже само упоминание чеченской проблемы в коалиционном договоре предвещает перемены.
Кроме того, Ангела Меркель уже заявила, что будет проводить более гибкую и открытую политику по отношению к небольшим европейским государствам, в частности, к странам Балтии и к Польше. Впредь они могут не опасаться того, что на них обрушится железобетонная ось германо-французской или германо-российской дружбы. Однако слишком больших надежд на эти заявления возлагать не стоит. Очень сомнительно, что в ближайшие годы Германия сможет преодолеть энергетическую зависимость от России. А это значит, что громкие политические лозунги так и останутся на бумаге.


Плохой старт
Не удивительно, что обнародование программы действий нового правительства не прибавило популярности ни “большой коалиции”, ни лично Ангеле Меркель. Как показал опрос, опубликованный в журнале Stern, 42% населения дают коалиционному договору оценку “неудовлетворительно”. Поддерживают договор лишь 27%.
При этом новый председатель СДПГ Маттиас Платцек в два счета обогнал по популярности свою “нехаризматичную” соперницу. Канцлера в нем видят 42% опрошенных немцев, в то время как Ангелу Меркель поддерживают лишь 32%.




Биография


Дочь социалистического священника
Ангела Доротеа Меркель, в девичестве Каслер, родилась 17 июля 1954 года в западно-германском Гамбурге, но в возрасте трех лет переехала вместе с родителями в восточно-германский городок Темплин в 80 км от Берлина. Ее отец Хорст Каслер был лютеранским священником. Несмотря на то что в ГДР настороженно относились к жителям Западной Германии и служителям церкви, он возглавил семинарию, а его дочь поступила в привилегированную школу. У Каслеров были неплохой дом и два автомобиля. Кроме того, отец Ангелы был одним из немногих восточных немцев, которому никогда не препятствовали выезжать на Запад.
Все это дало повод немецким журналистам искать связи Хорста Каслера с органами госбезопасности. Однако никаких письменных свидетельств этому не найдено, а сама Ангела Меркель о своем детстве до сих пор говорит крайне скупо. Зато доподлинно известно, что Ангелу не раз пыталась завербовать Штази, но безуспешно. “Я объяснила им, что совершенно не справлюсь с работой, потому что по характеру ужасная болтушка”, — рассказала позже Ангела Меркель.
В школе Меркель была первой ученицей, получила отличный аттестат и поступила на физический факультет Лейпцигского университета. Здесь она тоже была первой. Она неоднократно занимала первые места на олимпиадах по русскому языку. Так что по-русски Меркель говорит не хуже, чем Путин по-немецки. Блестяще окончив Лейпцигский университет, она тут же получила место в Центральном институте физической химии АН ГДР, где проработала вплоть до 1990 года. В 1986-м защитила докторскую диссертацию.
В конце 1980-х годов после падения Берлинской стены Меркель занялась политикой, вступив в демократическое движение. В 1990-м она стала членом ХДС, а затем и депутатом бундестага от этой партии. Первым политическим лидером Германии, серьезно отнесшимся к Меркель, стал тогдашний канцлер Гельмут Коль. Он пригласил ее в свое правительство на должность министра по делам женщин и молодежи. Он называл ее “девочкой” и сделал замглавы правящей партии ХДС. Вскоре она уже была секретарем ХДС. Журналисты так и называли Меркель — “девочка Коля”.
Однако, когда в 1999 году Коля обвинили в том, что ХДС принимала деньги на партийные нужды от олигархов, Ангела Меркель публично потребовала от руководства обновить ряды ХДС, избавившись тем самым от многолетнего лидера партии Коля. Ее речь на тему “Моей партии плохо” зал встретил овацией, единогласно поддержав курс на омоложение руководящих рядов. Так в 1998 году Ангела Меркель стала генсеком ХДС, а с 2002-го — председателем фракции ХДС/ХСС в бундестаге.
Личная жизнь Ангелы складывалась непросто. Во время учебы в университете она вышла замуж за своего однокашника Ульриха Меркеля, с которым прожила пять лет. В 1982 году она ушла от мужа. Но довольно звучную фамилию, перекликающуюся с немецким словом merklich (“заметный”), Ангела себе оставила. Второй раз она вышла замуж в 1998-м — за химика Иоахима Зауэра. Детей у нее нет.


<FONT color=#666666 size=1>По материалам интернет-изданий подготовила Ольга ПАВЛОВА

22.11.2005 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий