Еэсовская директива в нашей стране вступила в силу 30 октября. Она предполагает, что теперь патент будет защищать препарат десять лет, а не шесть, как было ранее. Проще говоря, если вы вчера изобрели лекарство, а сегодня запустили его в производство, то 10 лет сможете продавать его по той цене, которая взбредет вам в голову. Но по истечении этого срока любая фармацевтическая компания может начать производство дженерика – собственной версии оригинального препарата и продавать его по любой цене или раздавать даром. Как правило, дженерики в несколько раз дешевле оригинальных препаратов.
Латвийский минздрав неожиданно болезненно отреагировал на введение директивы ЕС и выпустил пресс-релиз, в котором напророчил скачок цен на лекарства на 30- 60%. Вот основной аргумент минздрава: «Сейчас в Латвии 70% препаратов – дженерики или препараты, у которых кончается срок действия патента. Если будет продлен срок действия защиты патентов, то цены на медикаменты вырастут – как на свободном рынке, так и на компенсированные медикаменты».
<TABLE WIDTH=170 CELLSPACING=0 CELLPADDING=0 BORDER=0 ALIGN="LEFT">
- Аргумент про 70% дженериков – это или некомпетентность сотрудников минздрава, или явная манипуляция общественным мнением, или ход, направленный на выжимание денег из бюджета следующего года на компенсируемые медикаменты. К тому же это неоднозначный сигнал фармацевтическим компаниям. Если государство само заявляет, что цены вырастут, какая же из них откажется ее повысить, приведя те же самые аргументы? – считает врач, депутат Сейма Виталий Орлов.
Тогда «Час» решил потревожить минздрав с тем, чтобы он еще раз разъяснил свою аргументацию. Руководитель департамента фармакологии Юрис Бундулис признал, что цены повысятся к 2011 году, а также пообещал выслать расчеты минздрава и списки препаратов, которые затронет директива.
Из расчетов министерства стало ясно следующее. В разделе «структура рынка» указано, что 50,2% на нем занимают старые препараты, 26,6% – новые дженерики и 23,2% – новые оригинальные. Про старые препараты можно забыть сразу, и про новые дженерики тоже, ведь на них патентное право уже не распространяется.
Остается 23,2% новых оригинальных препаратов. Но и они могут быть заменены более дешевыми дженериками, правда, на четыре года позже, чем планировалось. Вот, собственно, и все расчеты. И в них, кстати, есть перспектива снижения цены, но минздрав почему-то усмотрел 30- 60-процентный ее рост.
В связи с тем, что у минздрава не сходятся концы с концами, Виталий Орлов решил обратиться к министру здравоохранения Гундарсу Берзиньшу с депутатским запросом. Он хочет поинтересоваться у министра, почему его ведомство провоцирует очередной виток цен на рынке медикаментов, где и так за последнее время стоимость некоторых медикаментов выросла на тысячи процентов.