Слока в Юрмале занимает особое место. Это не курорт и не промышленный центр. Старинный поселок на берегу Лиелупе сумел стать современным и сохранил свое лицо. Его коренные жители не спешат перебираться в столицу. Почему? Это и постарался узнать «Час».
<TABLE WIDTH=270 CELLSPACING=0 CELLPADDING=0 BORDER=0 ALIGN="LEFT">
Юрмальские городские власти (Слока входит в состав этого курортного города) весь год напоминали жителям о славном юбилее. По этому поводу не только проводились концерты и богослужения, но и территория Слоки приводилась в порядок и украшалась новостройками.
Если мерить Слоку рижскими масштабами, то она соответствует, например, неплотно заселенному жилмассиву Краста. Здесь живет около 6 тысяч жителей – чуть больше десятой части населения Юрмалы.
Вокруг тихие улочки, окруженные одно- и двухэтажными деревянными домами с садиками. Новостройки здесь не спешат потеснить частный сектор. И выглядит он так уютно, что не хочется думать об отсутствии водопровода и канализации.
Лет двадцать назад Слоку всколыхнули волны протеста против печально известного целлюлозно-бумажного комбината. С берега Лиелупе со стороны Старой площади хорошо виден промышленный гигант. Трубы теперь не дымят, речка дышит, рыбе привольно.
Подъезжаем ближе. Картина типичная: былое индустриальное величие сменилось запустением, а на руинах пробиваются ростки малого бизнеса.
По пустынной дороге идет мужчина, явно не на завод.
- Раньше я работал на ЦБЗ, а сейчас в одну фирму устроился, – сообщил Николай.
В Слоке много цыган. По традиции торгуют. И к нам в центре подошел папа с малышом, хотел что-то спросить, но потом оказалось, что мы должны у него купить что-то в шуршащем пакете.
…Узкими, «кукольными» улочками возвращаемся в центр, к универмагу, куда в прежние времена рижане приезжали за дефицитом. Здесь небольшое оживление. Женщина с пикапа продает картошку и капусту, парочка котов пытается проникнуть в двери кафешки, светятся витрины парик- махерской.
Из магазина выходит семья – три поколения: бабушка, мама и малышка в коляске.
- Меня зовут Иванда, – говорит молодая мама. – Мы живем в Каугури, куда переехали из Риги, чтобы дышать морским воздухом.
- Я всю жизнь здесь прожила и никуда не хочу уезжать. И дети здесь живут, правда, работают в Риге. А Слока в последнее время все лучше становится, – рассказала Лигита.
- В год юбилея отреставрирована старинная лютеранская церковь, заасфальтирована Рыночная площадь. В Слоке есть где работать. На территории бывшего ЦБК, остановленного в 1994 году, развиваются малые предприятия. У нас большой таможенный склад, фабрики лаков и обоев, работает бывшее предприятие трикотажных изделий «Юрмала», ныне «Сайва». Есть две основные школы, детский садик, хорошая библиотека, – сообщила пресс-секретарь Юрмальской думы Вероника Рамане, старожил и патриот Слоки.
- По плану в Слоке будет вестись индивидуальная застройка, коммерческая и жилая. Дума ищет место, где можно строить жилые дома самоуправления, – жилья ждут около 500 человек. Сохраняем старый центр в районе улицы Райня, – говорит главный плановик Юрмалы Мара Калване.
В этом году началось строительство спортивного комплекса для школьников и жителей поселка. Построен зал для спортивных игр и массовых мероприятий, в планах – возведение ледовой арены. Стадион здесь – лучший в Юрмале. Есть люди, готовые вложить деньги в развитие зоны отдыха в районе карьера Слокас. Похоже, скоро появится необходимость в гостинице.
Справка
Слока – древнейшее поселение на территории нынешней Юрмалы, упоминается в исторических источниках XVI века, население занималось рыболовством. В 1959 году Слока, Кемери и поселки Рижского взморья были объединены в город-курорт Юрмала.
Факт
7 лет назад трехкомнатную квартиру в Слоке можно было купить за 3- 4 тысячи долларов – в два раза дешевле, чем в столице. Сейчас цены такие же, как в Риге: 50- 57 тысяч евро за ту же квартиру.