Бытовая техника все же подорожает с 1 июля следующего года на 5-10%. Вчера парламент одобрил введение налога на природные ресурсы. У торговцев есть альтернатива этой подати — договор с утилизатором отслужившего оборудования. Однако пока ко второму способу прибегают немногие.
Очистим лес
от холодильников!
У чиновников, как они говорят, были самые благие намерения. Они хотели заставить производителей бытовой техники (которых в Латвии почти нет) и импортеров осуществлять сбор у населения отслуживших свое телевизоров, холодильников и прочей электронной утвари, даже игрушек. Это предписывает евродиректива, действующая у нас с 30 августа сего года. Да и вся цивилизованная Европа так давно живет: купил фен, попользовался, отнес обратно в магазин — именно он уже думает, как уничтожить старую вещь. У нас же стиральные машины, пылесосы и даже мини-агрегаты с производств можно найти в лесу, возле мусорного контейнера, на речке и в другом самом неподходящем месте. А об “утилизации” всего этого добра думают разве что бомжи, которые сдают ценные запчасти на металлолом.
Но рьяного желания принимать от населения отработавшую технику продавцы не проявили — санкций-то за бездействие нет. Да, по стране звучат отдельные акции типа “приноси свой старый телевизор и получишь скидку 20% на приобретение нового”. Но они скорее исключение из правил, чем норма. И поэтому на торговцев решили воздействовать принудительно, прописав в законе, что тот, кто не будет принимать отживший свой срок товар, то есть не заключит договор с фирмой-сборщиком крупных отходов, будет платить налог. Причем ставка предлагалась разная, в зависимости от величины предмета и его вредности для окружающей среды. Так, за холодильник и телевизор предлагалось взимать 1,05 лата за килограмм веса, а за стиральные машины — 0,65 лата (см. таблицу).
Единственный
неповторимый
Вроде бы все просто: завози в страну технику, заключай договор с утилизатором — и ничего государству не должен. Если бы не одно “но”. Как рассказал Телеграфу депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Андрей Толмачев, на сегодняшний день в Латвии действует только одна фирма, занимающаяся сбором отслуживших агрегатов, — Zalais punkts. А продавцов техники сколько? То есть либо Zalais punkts становится монополистом и диктует цены, которые могут оказаться выше установленного государством налога, либо приходится платить сам налог. А кто его будет платить? Коммерсант? Нет, конечно же, потребитель. И, значит, цены взлетят вверх.
Эту информацию подтвердили как сами продавцы, так и косвенно Zalais punkts. Директор предприятия Ундина Буде рассказала, что сейчас у их фирмы примерно 1000 клиентов, из которых только 300-350 фирм занимаются именно распространением бытовой техники. На вопрос, что выгоднее бизнесменам — пользоваться услугами фирмы или все же платить налог государству, она ответила уклончиво, дескать, конечно, им придется платить за сбор товара, за перевозку и за передачу на утилизацию, но суммы не уточнила. Правда, Ундина Буде уверяет, что ее фирма не единственная, которая занимается подобными отходами, то есть речи о монополии быть не может. Как раз сейчас создается новое предприятие — Latvijas zalais elektrons.
Министерство среды заключило договор с Zalais punkts и Latvijas zalais elektrons о том, что все импортеры подобного товара обязаны подписать с этими фирмами контракт и до июля попробовать пожить новой жизнью. После июля, если на рынке появятся новые игроки, фирму-утилизатора можно сменить или начать платить налог. По словам Ундины Буде, все торговцы будут вынуждены в этот испытательный срок платить за сбор, перевозку и уничтожение мусора.
Монополии не будет?
Замдиректора департамента охраны среды Рудите Весере считает, что никакой монополии не будет. Сейчас о своей готовности вывозить технический мусор заявило как минимум 5-6 компаний. Просто они еще не начали толком работать. По ее словам, новоиспеченный закон не идет вразрез и с европейским законодательством, наоборот, воплощает в жизнь требования директивы ЕС. Но ведь налог платят производители бытовой техники в других странах, не получится ли так, что наших торговцев заставят заплатить повторно? Ни о каком двойном налогообложении нет и речи. “В директиве так и записано: изготовители техники платят в своей стране налог на ресурсы в том случае, если произведенная ими продукция распространяется на внутреннем рынке. А если товар ввозится в другую страну, то утилизация — забота страны-импортера”, — прокомментировала Рудите Весере ситуацию.
От редакции. Остается еще один скользкий вопрос: если фирма выберет не договор с утилизатором, а налог? Потребители в таком случае по-прежнему будут выбрасывать холодильники куда попало? Именно так! Потому что про то, чтобы государство на эти налоги организовало сбор техники от населения, вообще нигде не говорится.
Привези из-за границы сам
Андрею Толмачеву удалось немного смягчить картину — депутаты проголосовали за его идею в 3 раза понизить изначально предложенные ставки: там, где предлагалось взимать 65 сантимов за 1 кг, будут брать только 35. Но это все равно означает подорожание бытовой техники. Закон принят. За ним последуют Правила Кабинета министров, где будет прописан порядок сбора налога. Уже известно, что он не распространится на частные лица. То есть, если удорожание техники все же произойдет, никто не запретит вам лично кухонный комбайн или детскую уточку на батарейках привезти из другой страны Евросоюза и не платить никакие налоги.