Транспорт как импульс
Особой критики и не было, кроме дружного недовольства коллег с телевидения Национальным советом по радио и телевидению, который откровенно давит на частные телеканалы. Министр пригласил всех представителей телеканалов на отдельную встречу в январе.
Тогда министр кое-что высказал журналистам. А заодно и политикам. В частности, на болезненную тему отъезда молодых людей, 80 процентов из которых латыши, которые покидают родину и разъезжаются по Европе на заработки.
Почему газеты не пишут, что работники Латвийской железной дороги никуда не бегут? Почему не пишут, что на железной дороге 14 000 рабочих мест, там постоянно требуются работники, средний заработок 330 латов, а через пару лет будет 500?
К 2013 году поток грузов должен составить 100 миллионов тон, и тогда зарплаты будут даже выше европейских. Развитие транспорта потянет другие отрасли. Вот пример: за год в Риге открыты 14 гостиниц, в ближайшие годы их будет 100 на 10 000 номеров. Этот импульс гостиничному сектору дали в том числе транспортники, и прежде всего Рижский аэропорт.
В авиационном и телекоммуникационном секторах зарплаты уже сегодня такие, что никто никуда и не думает уезжать. Государство инвестирует деньги в образование, носители которого потом уезжают, не находя себе применения. Значит, не в то образование вкладывает деньги!
А в то же время в Латвии уже не хватает работников всех уровней на строительстве и реконструкции шоссейных дорог, и будет не хватать еще больше. Поскольку в планах министерства сразу несколько масштабных проектов, включая елгавское скоростное шоссе, московское четырехполосное, скоростную объездную дорогу вокруг Риги. Деньги на это есть, при этом роль европейских структурных фондов здесь не столь велика. Основные деньги привлекаются за счет частных инвестиций, которые будут погашаться из дорожного фонда за счет поступлений в него акцизного налога на бензин и налога на транзитные грузоперевозки. При этом платных автодорог в Латвии не будет.
Все познается в сравнении
Министр, будучи и сам политиком и памятуя о выборах 2006 года, не преминул отметить, что сама собой экономическая среда не изменится. Многое будет зависеть не только от усилий предпринимателей, но и от политических решений и, как следствие, от законотворчества, способствующего развитию экономики. Вот тогда заживем лучше.
Но и то, что сделано, познается только в сравнении. Экономики республик СССР были разорваны в одночасье и одновременно отправились в свободное плавание. Г-н Шлесерс рассказал об увиденном им в недавней поездке по республикам Закавказья. Об экономическом состоянии Армении и Грузии без сочувствия говорить нельзя. Что же касается самой богатой из трех республик – Азербайджана, то в этой нефтеносной стране с населением 8 миллионов человек ВВП составляет около 6 млрд. долларов. А в Латвии при населении 2,3 миллиона ВВП достиг почти 5 млрд. долларов. У нас нефти нет, но у нас темпы роста экономики самые стремительные. И половина этого успеха достигнута благодаря четырем отраслям народного хозяйства Латвии торговле, транспорту и связи, строительству и обрабатывающей промышленности. Средний уровень жизни у нас сегодня такой же, как в Москве и Петербурге, в остальной нефтеносной России он существенно ниже. А это значит, что мы все же неплохо работаем, что дает основание думать, что скоро и заживем хорошо.
«Час» поинтересовался, состоится ли в новом году давно запланированная поездка министра в Москву на переговоры об экономическом сотрудничестве.
- Уверен, что состоится.
- В качестве премьера?
- Нет, – ответил министр, улыбнувшись, – сначала в качестве министра.