Латвийский акцент в битве на Балтике

Казахстану предстоит выбирать между Мажейкяем и Вентспилсом

Борьба за контроль над Mazeikiu nafta вышла на финишную прямую. В схватке за нефтеперерабатывающий комплекс на берегах Балтики сплелись интересы России, Казахстана и Евросоюза.
В этом противоборстве свое веское слово может сказать и Латвия: предложив Казахстану альтернативу нефтеперерабатывающего завода в Вентспилсе.



Претенденты
с “сухой” трубой



Сегодня в Литве сплелись интересы многих нефтяных компаний и государств, там идет активная борьба за приобретение нефтеперерабатывающего комплекса Mazeikiu nafta (MN). Эта компания уже не в первый раз оказывается в центре геополитической активности.

В свое время за контрольный пакет MN боролись россияне и американцы, потом туда пришел ЮКОС и все вроде бы вошло в норму. Но ситуация вновь обострилась после судебного преследования руководства компании, и Mazeikiu nafta стала доступной для инвесторов. На сей раз на контрольный пакет — 53,7% акций, претендуют консорциум из ЛУКойла и американской компании ConocoPhillips, польская PKN Orlen, российско-британская ТНК-BP и казахстанская госкомпания КазМунайГаз. Игроки — как на подбор, влиятельные и сильные. Однако в последнее время некоторые из них стали сдавать позиции.


К примеру, польский концерн PKN Orlen не смог договориться с российскими поставщиками нефти, а без нефти из России Mazeikiu nafta превратится в груду дорогостоящего металла. Правда, польская компания обещает крайне высокую цену за акции MN, даже больше, чем предложил КазМунайГаз, а это 1,2 млрд. USD. Аналитики ТНК-BP наверняка более подробно ознакомлены с ситуацией на Mazeikiu nafta, поэтому они озвучили свою цену за пакет акций — 600—700 млн. USD.


Безусловно, на сегодня КазМунайГаз предложил наибольшую цену. Более того, президент компании Узакбай Караблин пообещал вложить в модернизацию и развитие производства 600 млн. USD, а также обеспечить всем заинтересованным нефтедобывающим компаниям, включая российские, возможность перерабатывать свое сырье на Мажейкяйском НПЗ. Эти слова Караблин произнес не случайно. Уж слишком тугой узел политических и экономических интересов завязан вокруг Мажейкяя.

Дело дошло до того, что государственная российская монополия по транспортировке нефти Транснефть отказалась перекачать 12 млн. тонн казахстанской нефти на терминал в Бутинге. Тем самым КазМунайГаз, по сути, был поставлен в тупик, хотя и продолжает борьбу за. Mazeikiu nafta. Так в чем же причина такой ожесточенной схватки за литовский НПЗ?

Нефтяная волна


В последнее время наблюдается рост объемов добычи нефти как в России, так и в Казахстане. Глава Транснефти Семен Вайншток неоднократно заявлял, что РФ нуждается в наращивании транспортных мощностей. По его словам, международный опыт доказывает, что загрузка нефтепровода не должна превышать 80%, а по их расчетам, к 2012 году Транснефть будет транспортировать 549 млн. тонн нефти. Таким образом, для России жизненно важны мощности Мажейкяя.


Однако именно по той же причине Мажейкяйский НПЗ крайне интересен и Казахстану. Среди стран СНГ Казахстан является вторым после России по объему добываемой нефти. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года содержит четко выраженный энергетический уклон. В ней говорится о необходимости “быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать экономическому росту и улучшению жизни народа”. В этой стратегии четко вырисовывается магистральное направление: создание системы экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа, с тем чтобы ликвидировать транспортную и монопольную ценовую зависимость от одного потребителя.

Развитие транспортной системы позволит увеличить добычу нефти, как на то рассчитывают казахстанские специалисты, до 120-170 млн. тонн к 2015 году. Более того, в свое время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев четко заявил, что республика “готова к широкому сотрудничеству с США, Россией, Китаем, Японией, государствами Западной Европы. Экономические интересы этих стран и компаний в экспорте наших ресурсов на регулярной и стабильной основе будут способствовать развитию независимого и процветающего Казахстана”.

Ценовой ажиотаж


В этом направлении и работает правительство Казахстана, которое в сентябре нынешнего года утвердило генеральный план развития нефтехимической промышленности, а также “дорожную карту” по созданию в ближайшие десять лет 8-10 нефтехимических комплексов мирового уровня. На реализацию плана, по оценкам международных экспертов, потребуется около 7 млрд. USD. Да и глава правительства Даниал Ахметов заявил, что “создаваемый в настоящее время холдинг по управлению государственными активами и разрабатываемые подходы по применению государственно-частного партнерства станут возможными инструментами софинансирования проектов в нефтехимии”. То есть Казахстан на самом высоком уровне решил развивать свои экспортные мощности и готов к сотрудничеству. И в этом случае Латвии не мешало бы действовать более активно, тем более что у Казахстана есть интерес к нашей стране.


Это подтвердил в беседе с Телеграфом экономический советник администрации президента Казахстана в Латвии Валерий Гульбас: “Наблюдая и анализируя ситуацию, которая разворачивается вокруг Mazeikiu nafta, можно сделать следующие выводы. Во-первых, вокруг данного проекта искусственно создан ажиотаж, который позволяет владельцам литовской компании и посредникам значительно повысить конкурсную цену. Привлекая активных участников нефтяного рынка России и Казахстана, они прибегают к обычной рыночной процедуре — разогреть финансовую ситуацию вокруг предмета торга. Поэтому за короткий период времени возросла первоначальная цена предложения за долю компании ЮКОС. А ведь эта компания в 2001 году купила 26,8% акций Mazeikiu nafta за 75 миллионов долларов и на 75 миллионов выдала концерну пятилетний кредит. Спустя год, то есть в 2002-м, ЮКОС купил еще 26,8% акций за 85 миллионов долларов”.


По словам Гульбаса, в апреле 2005 года компания ЮКОС объявила правительству Литвы о своем намерении продать пакет акций Mazeikiu nafta за цену в интервале от 800 до 900 млн. USD. Озвученную цену за контрольный пакет MN менеджеры ЮКОСа назвали приемлемой для продавца и справедливой для покупателя. Но предложенная цена за короткий период была значительно превышена и превратилась в ажиотажную — 1,2 млрд. USD за контрольный пакет и дополнительные финансовые обязательства перед правительством Литвы и компанией Mazeikiu nafta в объеме 600 млн. USD.

Шанс
для Вентспилса


"На мой взгляд, — рассуждает советник администрации президента Казахстана в Латвии, — мои соотечественники были вовлечены в искусственно созданную рыночную ситуацию и поддались ажиотажу вокруг компании Mazeikiu nafta. Озвученная стоимость контрольного пакета акций предприятия, основные фонды которого были интенсивно амортизированы в течение 25 лет, явно завышена. Необходимо тщательно проанализировать и ситуацию с дополнительными инвестициями в размере 600 миллионов долларов, учитывая, что рыночная стоимость предприятия на данный момент составляет 2 миллиарда.


Возникает вопрос, стоит ли дальше продолжать заведомо невыгодную игру, посредством которой кто-то пытается посеять разлад между активными участниками нефтяного рынка и стратегическими партнерами? В сложившейся ситуации вокруг торга за контрольный пакет акций компании Mazeikiu nafta весьма отчетливо просматривается стремление вызвать острейшую конкурентную борьбу между ведущими нефтяными компаниями Казахстана и России. Наверное, поэтому и был поднят ажиотаж вокруг телефонного обращения президента Казахстана к премьер-министру Литвы, в котором он озвучил поддержку государством компании КазМунайГаз".


По мнению Гульбаса, данный звонок был подан в средствах массовой информации как начало конкурентной экономической и политической борьбы между Казахстаном и Россией в странах Балтии. “Анализируя сложившуюся ситуацию, — рассказывает Телеграфу Валерий Гульбас, — и используя свой аналитический архив по экономическим перспективам между Казахстаном и странами Балтии, я, скорее, готов предложить своим соотечественникам альтернативный вариант реализации их экономического и финансового проекта в странах Балтии.

Хотел бы обратить внимание на уже существующий проект строительства нефтеперерабатывающего завода в Латвии. С данным проектом меня познакомили его авторы и разработчики, которые заинтересованы в совместной реализации данного проекта с участием нефтяных компаний Казахстана, России и Латвии.


На мой взгляд, данный проект может быть положен в основу международного проекта по совместной добыче, транспортировке, переработке и реализации готовых нефтепродуктов на рынках стран Евросоюза. Концепция проекта удачно вписывается в государственные программы Казахстана и Латвии по развитию экономических отношений между нашими странами, о которых говорили президенты наших стран во время официального визита государственной делегации Латвии в Казахстан.

Идея проекта и его экономическая привлекательность для инвестирования должны вызвать интерес не только у нефтяных компаний, но и у инвесторов, которые имеют возможность вложить свои финансовые активы в высоколиквидное предприятие, которое расположено на территории свободной экономической зоны Евросоюза, что дает большие преференции по налогам до 2017 года”.

Новая жизнь
транзитной трубы



Советник администрации президента Казахстана в Латвии надеется, что данный проект по своей концепции соответствует экономическим программам Евросоюза, которые направлены на развитие экономик стран Балтии. “Поэтому еще раз хочу обратить внимание, — делает акцент Гульбас, — что у Казахстана есть возможность и альтернатива стать активным участником европейского рынка нефтепродуктов и сделать партнерами своих возможных конкурентов, а имеющиеся финансовые ресурсы государства потратить с большей эффективностью.

Возможно, было бы выгодно совместно с российскими партнерами обратить свои взгляды на латвийский рынок, в частности — осуществить проект строительства нового нефтеперерабатывающего завода в Вентспилсе. Этот проект оценивается в 800 миллионов долларов, и это все же не 1,2 миллиарда за Mazeikiu nafta — предприятие, которому уже 25 лет”.

“Конечно, очень важна тема транспортировки нефти на НПЗ, — продолжает Гульбас. — Однако в этом случае можно и нужно договариваться с россиянами о возможности поставок казахстанской нефти по нефтепроводу на Вентспилс, который сегодня пуст. Если же россиян этот вариант не устраивает, то возможны поставки нефти танкерами из Приморска.

Вариантов решений много, о них неоднократно уже говорили, в том числе и посол России в Латвии Виктор Калюжный. Важна заинтересованность в реализации данного проекта политиков, нефтяников и инвесторов, важно желание вести разумный диалог и активно работать над его реализацией”.

21.12.2005 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий