«Газовая война», разразившаяся между Россией и Украиной, естественным образом отразилась и на странах Евросоюза
Германия
Основной проблемой для европейцев является тот факт, что даже если Россия захочет полностью переориентировать поток транзитного европейского газа с украинской трубы на, например, белорусскую, этот трубопровод с нужным объемом попросту не справится. Когда-то в первой советской «космической опере» Сергея Снегова фигурировала некая боевая орбитальная станция «Необходимый-2» – как поясняли ее хозяева, она называлась так не потому, что она была так уж нужна, а потому, что ее невозможно было обойти. Точно так же и Украина: до тех пор, пока не вступит в действие Северо-Европейский трубопровод, Украину обойти невозможно.
Так что если абстрагироваться от политических аспектов этого конфликта, как призывает Владимир Путин, то следует признать, что со своим ценовым демаршем «Газпром» попросту поторопился.
Германия: пусть работает атом
Сразу восемь европейских стран, входящих и не входящих в Евросоюз, сообщили о падении объемов получаемого через Украину российского газа. Однако реакция на это событие у них совершенно различна. Если Румыния и Хорватия откровенно бьют тревогу, так как суровая зима 2005/06 года попросту вынуждает их тратить в полном объеме получаемый газ, не делая даже попыток создать запас, то более крупные и экономически стабильные государства относятся к происходящему гораздо спокойнее. Французы с изящным галльским удивлением отметили снижение давления в трубах, темпераментные итальянцы громогласно разразились политическим эквивалентом выражения Porco maladto!, а немецкие газовые компании со всей тевтонской основательностью в подробностях разъяснили потребителям, что у Германии запасов газа минимум на два месяца, а за это время, если будут продолжаться перебои, недостающее количество газа будет без особых проблем получено из Норвегии и Голландии.
Следует заметить, что распространившееся в данный момент в России представление о том, что та же Германия без российского газа никуда, весьма ошибочно. Да, ФРГ получает около 36% своей газовой потребности из России. Однако доля потребления газа в Германии составляет лишь 22,7% от общего энергетического объема страны. А значит, российский газ составляет треть от этой цифры, то есть чуть больше 7% от общего энергообъема страны. Это значит, что уменьшение поставок газа из России свободно может быть компенсировано смежными отраслями, что и предложил в понедельник сделать министр экономики ФРГ Михаэль Глос, выдвинувший на рассмотрение правительства проект приостановки демонтажа ядерных электростанций в стране.
А судьи кто?
Таким образом, крупные страны Евросоюза оказались несколько над российско-украинскими газовыми разборками и, быть может, будут в состоянии взглянуть на конфликт непредвзято, без политических амбиций, столь характерных для обеих сторон. Взаимные обвинения России и Украины соответственно в воровстве газа и в преднамеренном удерживании определенного количества этого самого газа ради политической дискредитации противника могут быть проверены компетентными специалистами, и лучше, чтобы эти специалисты действовали непредвзято, иначе как у России, так и у Украины могут возникнуть подозрения в «подсуживании».
Впрочем, говорить о европейском посредничестве пока что попросту рано. Во-первых, его желает лишь украинская сторона, а во-вторых, та же Германия устами Ангелы Меркель уже отказалась выступить в роли посредника. Мотивы немецкого правительства пока не ясны, но факт остается фактом: немцы не собираются влезать в этот конфликт. Некоторые политики, как российские, так и немецкие, хотели бы видеть в роли миротворца Герхарда Шредера, однако вряд ли подобный вариант возможен: экс-канцлер Германии пользуется в России гораздо большим авторитетом, нежели на Украине, не говоря уже о самой ФРГ – по последним опросам, рейтинг его популярности в стране упал до смешных 4,5% после того, как он возглавил наблюдательный совет строительства Северо-Европейского газопровода. В понедельник немецкий информационный телеканал №24 задал своим зрителям вопрос: «Должен ли Шредер сделать попытку помирить Россию и Украину?» Утвердительно ответили лишь 28% респондентов.
Торопиться не надо
Европейские политики сочли необходимым призвать обе стороны к мирному урегулированию. Конечно, как Россия, так и Украина могут обратиться в Европейский суд (руководители с обеих сторон неоднократно высказывали такое намерение), но дело будет долгим и запутанным: как у России, так и у Украины есть сильные и слабые места в аргументации. А ситуация с газом пока что остается неясной.
Однако негативные последствия конфликта не заставили себя ждать: в Германии на правительственном уровне начали раздаваться голоса, призывающие не торопиться с увеличением объема поставок российского газа в Европу. Несмотря на призывы российского президента «деполитизировать конфликт», любому наблюдателю становится ясно, что ссора эта имеет под собой политический базис и опровергнуть это будет невозможно, по крайней мере до тех пор, пока Белоруссия продолжает получать российский газ по смешной цене 45 долларов США за тысячу кубиков. И у немцев, а вслед за ними и у других европейцев возникает вопрос: а не «подсядут» ли они в конце концов на российский газ? Ведь тогда стоит «Газпрому» пожелать, и дело европейцев – труба…