Поколение без страхов и комплексов?
В разгар перестройки-атмоды было модно писать о неких генетических страхах и комплексах советских людей. Выражение в принципе неверное, потому что генетического страха – перед властью там, правительством, диктатором – в психике человека не существует. И раболепие, и равнодушие, и революционность – это качества не наследственные, и представители каждого поколения обретают их заново. При помощи семьи и школы или просто под влиянием окружающей действительности – и порой вопреки стараниям властей, педагогов и родителей. Да и не стоило бы все сводить к пресловутому страху.
Советую тем, кому сегодня сорок и более лет, честно вспомнить: ну неужели вы действительно всю жизнь холодным потом покрывались от беспрерывного страха перед «советским тоталитаризмом», как об этом пишут лихо перестроившиеся историки?.. Скорее, жизненная позиция тех, кто вступил во взрослую жизнь в 60- 70-х годах, определялась не политическим контролем и давлением власти (абсолютное большинство людей от политики весьма далеки), а ощущением социальной опеки со стороны государства. Многие из них до сих пор искренне считают, что государство должно дать жилье, медицину, нормальные пенсии…
Они, кстати, не так уж и не правы, особенно в отношении пенсий – здесь государство действительно должно по-крупному, вот только признавать этот долг нынешняя власть никак не желает. Хотя их пенсии – это не какие-то циферки в документах канувшего в Лету Госбанка СССР, а те вполне материальные ценности, которые наши правители уже 15 лет все делят и продают, но никак распродать не могут.
Кто-то будет разочарован…
А вот дети – другие. Они росли в то время, когда дяди и тети в правительстве заявляли, что ничего конкретного, кроме достижения неких не очень понятных «макроэкономических целей», они делать не должны и не несут никакой ответственности, кроме некоей политической. Так и выросли, уяснив, что им не должны и бесплатного ничего не бывает. Правда, теперь уже им не совсем понятно, почему эти господа требуют от них патриотизма, готовности переносить разные трудности ради родной страны или хотя бы голосовать за них на выборах. Кто-то поучился в наших вузах, многие из которых превращены в обыкновенные рыночные конторы с основной задачей – не пропустить клиента, то бишь студента, мимо кассы. А потом убедился, что нормальное трудоустройство с хорошей зарплатой скорее обеспечит не диплом с перспективной специальностью, пусть даже из бюджетной группы уважаемого университета, а протекция родственников или друзей. А в госструктуре требуется еще что-то, о чем не говорят вслух на собеседовании, но на что трудно не обратить внимания, едва взглянув на таблички с фамилиями в любом учреждении – «правильная» национальность…
Другие махнули рукой на дорогостоящие или просто труднодостижимые после всех реформ многострадальной школы знания и пошли работать. Сначала здесь, в Латвии, латов за 100 в месяц, без страховок и гарантий, а то и без элементарного трудового договора. А потом узнали, что таких денег как раз хватит на билет до Ирландии, где столько можно заработать и за день. И сделали выбор вполне предсказуемый и понятный – понятный всем, кроме руководства нашей страны. Предполагается, что они потом обязательно вернутся в Латвию – богатыми и счастливыми. Может быть – хотя богатые и счастливые почему-то предпочитают для жизни страны более теплые и комфортные. А сколько вернется злых и разочаровавшихся, с угробленным на вредных производствах здоровьем, лишних и там и здесь?
В начале 90-х пропагандисты новой жизни откровенно говорили, что все устроится, когда вымрет старшее поколение с их «глупыми» убеждениями. Что ж, молодые быстро усвоили новые правила игры, писаные и неписаные, только, возможно, что эти пропагандисты будут разочарованы гораздо сильнее тех родителей, что отстаивали «устаревшие» принципы и нормы. Правда, это не очень радует, хотя бы потому, что нам всем придется жить в домах, которые построят инженеры, не учившие в школе физику – потому что был свободный выбор предметов, и лечиться у врачей, по той же причине проигнорировавших биологию…