Среди масштабного празднования годовщины баррикад нет специальных мероприятий в честь 15-летия Договора об основах межгосударственных отношений РСФСР и Латвийской Республики, подписанного в Таллине 13 января 1991 года председателем Верховного Совета ЛР Анатолием Горбуновым и главой Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным (на снимке). Документ этот хотя и не вступил в силу, но остается важнейшим свидетельством истории Латвии и России.
<TABLE WIDTH=220 CELLSPACING=0 CELLPADDING=0 BORDER=0 ALIGN="LEFT">
Гражданами Латвии 15 лет назад могли бы стать все, кто здесь живет. Но Россия не ратифицировала договор об этом
Территориальная целостность и «нулевое» гражданство
Пространный документ состоит из 21 статьи. В его преамбуле заключившие договор стороны признают друг за другом право на государственную независимость и выражают готовность к развитию «равноправных, взаимовыгодных и дружественных межгосударственных отношений» и «соблюдению международных норм, зафиксированных в документах ООН о правах человека».
В статье 3-й говорится, что «ЛР и РСФСР берут на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания договора на территориях РСФСР или ЛР и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или ЛР в соответствии с их свободным волеизъявлением».
Там же договаривающиеся стороны «гарантируют своим гражданам, независимо от их национальности или иных различий, равные права и свободы». Представляющие обоюдный интерес конкретные вопросы гражданства «будут согласованы в особом двустороннем Соглашении, базирующемся на основах международно-правовых норм».
В 4-й статье говорится о «гражданских и политических правах и свободах, а также социальных, экономических и культурных правах» и праве на «свободное национально-культурное развитие», которые стороны «признают за гражданами другой договаривающейся стороны».
В статье 6-й стороны берутся «уважать право друг друга на территориальную целостность в соответствии с принципами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».
В дальнейших разделах упоминается сотрудничество в области экологии, экономики и культуры в рамках двусторонних отношений и участия в работе международных организаций. Завершает договор описание механизма осуществления его положений.
Латвия – за, Россия – …
На следующий же день после подписания договор был ратифицирован латвийским парламентом. Содержавшееся в нем положение о возможности получения латвийского гражданства по заявительному принципу вызвало бурные дебаты среди депутатов, но все же получило одобрение большинства. В то тревожное время, когда решался вопрос, быть или не быть независимой Латвии, договор и факт его ратификации латвийским парламентом стали серьезным козырем в политической игре руководства Латвии с уже не всесильным, но еще не ставшим политическим трупом Михаилом Горбачевым.
Парадоксальным образом договор, призванный защищать права в первую очередь русскоговорящих латвийцев, не вступил в силу по причине отказа его ратифицировать со стороны… России. Основной причиной этого стало то, что верховный орган российской власти сначала основное внимание уделял борьбе со всесоюзным президентом Горбачевым. Потом, во времена Руслана Хасбулатова (с июня 1991 до октября 1993 года), его ратификация не вписалась в курс на конфронтацию уже с российскими президентскими структурами.
Заключение академика Гранберга
В распоряжении редакции оказался любопытный документ – заключение комитета по вопросам межреспубликанских отношений ВС РСФСР о целесообразности ратификации российско-латвийского договора, написанное ведущим специалистом по экономике регионов, академиком Александром Гранбергом. Дата на нем не проставлена, но, судя по упоминанию латвийских законов, написано оно осенью 1991 года.
Академик Гранберг обращает внимание российских законодателей на то, что важнейшей задачей договора является «защита прав национальных меньшинств, проживающих на территории сторон, в том числе защита прав русскоязычного населения Латвии». По мнению эксперта, ратификация договора «создает правовую основу для решения этой проблемы».
Вместе с тем в отзыве отмечается, что «отдельные законодательные акты ЛР (принятые после его подписания. – «Час» ) не соответствуют духу и букве договора». В числе этих актов упоминаются законы и постановления «О восстановлении прав граждан ЛР и основных условиях натурализации», «О языках», «О народном образовании», «О государственных пенсиях» и другие. «Одна из причин появления этих актов – отсутствие механизма регулирования межгосударственных отношений», – отмечает эксперт.
Комитет рекомендует законодателям ратифицировать договор и безотлагательно приступить к подготовке соглашений, обеспечивающих его техническое выполнение. В завершение комитет «выражает надежду, что ратификация договора будет стимулировать ЛР к приведению национального законодательства в соответствие с международным правом» и «даст возможность российским исполнительным органам добиваться от Латвии строго следовать букве и духу заключенного договора».
Стали или не стали бы латвийские власти следовать «духу и букве», остается загадкой истории. Зато достоверно известно, что заключение, написанное советником президента РФ по экономическим и социальным вопросам, попало в мусорную корзину. И в Латвии чуть ли не половина населения осталась – и до сих пор остается – без гражданских прав.