Из Дублина передает спецгастарбайтер «Часа»
Акция «Сами мы не местные»
В конце года здесь случился серьезный конфликт. Место событий – упаковочный цех на северо-западе ирландской столицы. На конвейере работала интернациональная бригада: трое латвийцев, один ирландец, украинец, молдаванин. Ставка – 12 евро в час. Рассказывает бывший работник цеха Юрий Аненков (Рига):
- И вдруг к руководству завода приходит толпа поляков – десять человек, все типичные хуторяне из глубинки. Отличий от наших деревенских латгалов никаких. Из них один худо-бедно говорит по-английски. Он от имени и по поручению своих земляков делает заводу мегапредложение: они будут работать по ставке 6 евро. Потому что у них дома, в Польше, многочисленные бедные семьи, тяжелое положение, они на все готовы… Ими нас взяли и заменили.
Уходя, я еще управляющему говорил: ты с этими поляками наплачешься. Он меня не послушал.
И чем дело кончилось? Через три недели поляки пошли в упаковочный профсоюз с криком, что их зажимают. Работодатель, конечно, стал локти кусать, но теперь они на виду. Не уволишь уже просто так… Все-таки удалось от них избавиться. И с тех пор он поляков берет только по одному. Без «своих» они совсем смирные.
Кстати. Те поляки, кого удается вызвать на откровенность, признаются: покидать родину им не хотелось. Летели «через не хочу» и чувствуют себя здесь не очень комфортно:
- Здесь нас совсем не уважают.
Дублинские картинки
Почему поляки так боятся «неуважения»? Слово нашему спецгастарбайтеру:
- Национализма здесь по нашим меркам нет вообще. Ко всем гастарбайтерам, откуда бы они ни были, относятся примерно одинаково.
На уровне бытовом известно, что латвийцы и болгары самые покладистые: никогда не бунтуют, работают хорошо. Литовцы – организованные, но часто завязаны на криминал. Китайцы все сделают задешево, но потом наверняка придется кого-нибудь нанимать, чтобы за ними переделывал. Ну а поляки? К «польским артелям» отношение в последнее время скорее негативное (см. типичный инцидент на упаковочной фабрике). А вот отдельные поляки вполне приветствуются. Работают они хорошо, так что – почему нет?
Ощущение, что их «не уважают», у поляков скорее личное. Просто мало кто из них готов интегрироваться. Из-за этого они замыкаются в своем кругу… Один мой польский коллега по стройке, Павел, мне объяснял: «У нас в Кракове, в микрорайоне Броновице, по воскресеньям все ходят в костел. Так принято: все равно все остальное закрыто – ни дискотек, ни пабов… Так нам с детства всем рассказывают, что мы – последняя духовная нация в падшей Европе. Что на нас – миссия просвещения других народов… К этому привыкаешь. А когда попадаешь сюда и становишься немым и чернорабочим, это очень трудно принять».
Тут сделаем небольшое отступление. Кстати говоря, между поляками в Польше и поляками в Дублине большая разница. Около 80% жителей Польши регулярно посещают мессы (аналогичные цифры разве что в Иране и Саудовской Аравии). Но стоит полякам перебраться в Лондон или Дублин, как они тут же сильно сбавляют накал религиозности. Здесь она ничего не дает.
Священник Иренеуш Скубись констатирует в католическом еженедельнике «Воскресенье»: «Нынешние польские эмигранты неохотно приходят в костел». К примеру, в Дублине, где поляков под сто тысяч, – всего один польский приход. Но и у него проблемы с посещаемостью.
…А в остальном польские ребята – обычный европролетариат: у каждой компании – та же съемная, на несколько человек квартира-«общага», что и у других. Работают не хуже других, когда не бузят. Я с ними работал, знаю. В свободное время ходят в пабы, как все. Очень любят по супермаркетам бродить – у них это редкость. Говорят, на весь Краков вообще ни одного аналога наших «Рими».
И вот еще какой момент замечен. Каждый поляк первым делом покупает кожанку подороже. Носят они ее строго поверх спортивных штанов… В общем, чистое ретро. Наверно, это у них до сих пор знак престижа. Они вообще напоминают наших пацанов из Краславы: застряли в 90-х.
Итого
Сравнение наших гастарбайтеров с крупнейшими конкурентами показывает: у латвийцев – явное преимущество. И вообще выигрышные позиции. Хоть географически мы и восточнее Польши, но по части «адаптированности сознания» к западным реалиям своих соседей-соперников явно обгоняем. Потому что:
во-первых, наших соотечественников не напугаешь необходимостью учить чужой язык,
во-вторых, нам не нужно отвыкать от воскресной службы и привыкать к пабам, клубам и торговым сетям,
в-третьих, латвийцы не считают себя носителями «духовной миссии» для всего мира. Это избавляет от разочарования при встрече с западной гастарбайтерской реальностью.
Нюанс
О деньгах
Средняя зарплата гастарбайтера в Ирландии – около 1000 евро. Согласно официальному польскому сайту для инвесторов Poland.pl , средняя зарплата в этой стране достигает 760 долларов. Вопрос: почему такие интроверты и домоседы, как поляки, едут на другой конец ЕС? Неужели ради 30-процентной прибавки к зарплате?
Корр. «Часа» в начале января гостил на индустриальном юге Польши, дающем большую часть «новых европейских иммигрантов». Так вот, в домашних разговорах, в кафе и на улицах поляки называют совсем другую «среднюю цифру». Она гораздо скромнее официальной – 600 злотых на человека, то есть латов 130. Добавим к этому, что официально безработных поляков 17,5 % – почти каждый пятый. А из тех, кто формально при деле, почти четверть занята в сельском хозяйстве и живет порой чуть ли не натуральным обменом.
Так что мечта о «настоящей кожаной куртке» – это вполне серьезный стимул для трудовой эмиграции…