Название департамента, где Марине предстояло собеседование по поводу приема на работу, ее удивило. Интересно, при чем здесь интервенция, если речь идет о службе поддержки села при министерстве земледелия?! Да и село не ее стихия, потому что вся сознательная жизнь Марины прошла в Риге. Средняя школа имени Ломоносова, Латвийский госуниверситет, семейные хлопоты, рождение ребенка…
- Думала, посижу дома с малышом, пока он пойдет в детский сад, а потом начну искать работу, – рассказывает Марина. – Но работа сама меня нашла. До трехлетия сына оставалось чуть-чуть, и тут звонит однокурсница, сообщает, что служба поддержки села объявляет конкурс о приеме на работу. Я подала заявление. Из CV следовало, что трудового стажа у меня нет, а есть только диплом об окончании факультета экономики и управления. Но на работу меня приняли: было два плюса – владение английским и углубленное знание компьютера.
Для начала Марине определили самую скромную должность – старший референт.
- Это моя первая работа, да еще и в непривычной организации – может, поэтому мне было очень интересно. Какое-то время я только сидела за компьютером – систематизировала данные для автоматизации рабочего процесса. Потом поле расширилось – я изучала вопросы, связанные с финансированием. Общалась с коллегами, искала информацию, читала законодательство, знакомилась с опытом других стран. Никогда не соглашусь с теми, кто считает труд чиновников рутиной. У нас, как и везде, приветствуются инициатива и смелые идеи.
Прежде всего надо было получить статус чиновника, на что в нашей организации уходит полгода. Но уже через четыре месяца меня повысили до заместителя начальника отдела. Еще через три – параллельно – мне поручили исполнять обязанности заместителя директора департамента. С испытательным сроком.
Когда Латвия вступила в ЕС, Марину Ермак утвердили на должности заместителя директора. А еще через год она стала тем, кем и является сегодня, – директором департамента интервенции.
Департамент интервенции занимается финансовой поддержкой предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. От имени государства закупает продукты – зерно, масло и т. д., чтобы гарантировать производителям определенный доход, не допуская резкого падения цен на их продукцию.
Нечто похожее на это раньше называлось государственным резервом. Если рынок переполнен какой-то продукцией, закупки лежат на складах. Они поступают в продажу, когда в них появляется потребность – чтобы не допустить резкого роста цен.
- Это и есть интервенция в ее классическом виде, – объясняет Марина. – Есть и такой вид финансовой поддержки, как частное хранение: государство ничего не закупает, а платит производителю за то, что тот в течение какого-то времени не выпускает свою продукцию на рынок.
Есть и другие рыночные рычаги влияния на производство – через финансирование. Если производитель или собственник обеспечивает качество продукции, он имеет право претендовать на финансовую помощь.
Нашими клиентами являются известные молочные предприятия. Им мы платим за то, что они используют для производства мороженого или шоколадных сырков высококачественное масло и сливки.
В последнее время к нашим функциям добавились новые. В Европейском союзе существует социальная программа «Школьное молоко». Теперь и мы финансово поддерживаем латвийские школы за то, что те продают своим ученикам этот полезный продукт по сниженным ценам. До четвертого класса дети могут получить его бесплатно, а старшеклассники и детсадовцы – по четыре сантима за стакан.
В подчинении Марины – 13человек. И в ее департаменте, и в служба поддержки села работает в основном молодежь.
- Ваша карьера складывается на редкость удачно. Научите других!
- Я специально карьеру не делала, хотя, конечно же, всегда много думала о перспективах своей работы. Мне повезло немножко больше, чем другим. Я оказалась в нужном месте в нужный час – пришла сюда, когда организация только формировалась. Буду рада, если мой опыт поможет другим.