Речь идет о создании именно культурной, а не территориальной автономии, пояснил агентству BNS председатель РПЭ Станислав Черепанов. «Объектом автономии в этом случае является этническая группа, имеющая общие интересы в определенной сфере, например, в образовании, – сказал Черепанов. – В этом случае этническое сообщество не обязательно должно жить компактно».
Русская культурная автономия, по мнению авторов идеи, может послужить решению и политических проблем, например, проблемы представительства неэстонцев в органах власти. Сегодня же, утверждают они, участие русских политиков в эстонских партиях является декоративным, неэффективным, эти политики не могут влиять на общую линию, проводимую эстонским государством в отношении русской общины.
«Активность русских избирателей на последних муниципальных выборах была около 30%. Это означает в том числе и то, что 70% избирателей сейчас не видят реальной политической силы, которая может представлять их интересы», – добавил Черепанов. По его мнению, на данном этапе такой силой может стать Русская культурная автономия со своим политическим представительством – партией. РПЭ на своем съезде 17 декабря 2005 года приняла «Основные положения программы партии», в которых обозначила создание Русской культурной автономии своей приоритетной задачей.
30 января 2004 года по инициативе Русской партии Эстонии было зарегистрировано бесприбыльное объединение, которое с 1 февраля 2006 года действует под названием «Русская культурная автономия». Его основной задачей является регистрация Русской культурной автономии в соответствии с законом «О культурной автономии национального меньшинства».
Лидер РПЭ сообщил, что по инициативе партии, Союза российских граждан и Союза предпринимателей в Нарве был создан Совет старейшин, который является прообразом органов местного культурного самоуправления и уже решает часть вопросов, входящих в компетенцию Русской культурной автономии.
Станислав Черепанов также напомнил, что Эстонская Республика одним из первых новообразованных европейских государств 12 февраля 1925 года приняла закон о культурной автономии национальных меньшинств. 12 июня 1993 года парламент Эстонии принял закон «О культурной автономии национального меньшинства». В настоящее время правом образовать национально-культурную автономию в Эстонии воспользовались пока лишь ингерманландцы.
Особенно инициаторов создания РКА тревожит школьная реформа в Эстонии, предполагающая перевод 60% учебных дисциплин в русских школах на государственный язык. Выход видится в создании в рамках Русской культурной автономии частных школ, финансируемых из государственных, муниципальных источников, спонсорами и за счет помощи из-за рубежа. В таких образовательных учреждениях, как уверены инициаторы формирования РКА, учителям нечего будет бояться языковых проверок со стороны языковых инспекторов. Однако, как подчеркнул Черепанов, эстонский язык в таких школах будет преподаваться основательно, но не в ущерб русским дисциплинам.
Инициаторы создания культурной автономии надеются, что уже в этом году государство зарегистрирует РКА. Официальное признание русской автономии позволит получать от государства гарантированное финансирование сфер русской культуры и образования.