Рост цен на медикаменты действительно бьет все рекорды. В прошлом году лекарства подорожали на 20%, в этом — уже на 23%. Причин много, но главные — введение НДС на лекарственные средства и ограничение на продажу препаратов, произведенных не по евростандартам. На смену дешевым восточно-европейским медикаментам пришла продукция из Западной Европы. После того как правительство само создало все предпосылки для “драматического” роста цен, оно теперь взялось бороться с последствиями своих же решений.
Хитрая наценка
Вчера министры утвердили Правила формирования цен на медикаменты, которые, по словам Гундара Берзиньша, станут серьезным шагом в борьбе с инфляцией и позволят притормозить рост цен на лекарства.
Заявление серьезное и обнадеживающее. Итак, как же Минздрав намерен позаботиться о кошельках своих пациентов?
Во-первых, должна снизиться наценка на лекарства, которую устанавливают торговцы. Ведь платя за упаковку, скажем, белорусского цитрамона, мы только часть денег отдаем производителю. Почти 30-40% цены препарата идет оптовому торговцу и аптекарю. И несмотря на то что лимит наценки устанавливается законодательством, это не мешает продавцам накручивать цены. Согласно новому документу, будет действовать новый принцип: чем выше стоимость медикамента, тем меньшую наценку разрешается ставить оптовику. В результате дорогие препараты должны подешеветь. Но это теоретически. А практически вряд ли это произойдет. Сейчас, по закону, оптовая наценка не должна превышать 15%. По новым правилам эта ставка сохранится только для препаратов, цена которых не больше 15 латов. На те, что дороже, нельзя будет “накручивать” более 10% — то есть реально выигрыш составляет 5%. Конечно, 75 сантимов — тоже немало, однако учитывая, что многим оптовикам принадлежат аптечные сети, эти 5% могут вернуться в виде аптечной наценки.
Повышай, но имей совесть<table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“right” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-right:0px; margin-left:5px;” width=150>Несмотря на потуги правительства, лекарства будут дорожать.
Второе “новшество” заключается в том, что производители, продукция которых продается в латвийских аптеках, должны будут декларировать стоимость медикамента в Госагентстве лекарств, сообщать об изменениях цены, а главное — обосновывать необходимость ее повышения. Так, соответственно, будет легче проверить, завышена или нет розничная цена препарата.
Но как это поможет остановить рост цен? Предположим, британский производитель решил повысить цену пилюли, аргументируя это ростом цен на бензин. Станут ли проверять наши чиновники динамику роста цен на энергоносители в Соединенном Королевстве? А если обнаружат, что бензин подешевел, заставят ли производителя умерить аппетиты? На эти вопросы у Госагентства лекарств ответа нет. По словам пресс-секретаря учреждения Вии Берланде, чиновники надеются на “честность” производителей, а заниматься “изучением инфляции в мире вряд ли кто-то будет”. При этом представитель агентства подчеркивает, что еще предстоит разобраться, как будет работать новая система.
Большинство опрошенных Телеграфом оптовых торговцев и аптекарей признают, что толку от новых правил будет немного. Так как борьба идет, увы, не с причинами, а с последствиями. Добавим, что внедрение правил в жизнь ежегодно будет требовать из бюджета 20 тыс. латов. Они в том числе пойдут и на новых работников, которым нужно будет вводить “сведения в базу данных”.
Мнения
- Дмитрий ЮСКОВЕЦ, директор Латвийской ассоциации оптовых торговцев лекарствами:
— Одной из основных причин подорожания лекарств стал запрет на продажу медикаментов, произведенных не по стандартам GMP. Теперь обязанностью производителей станет сообщать обо всех изменениях цен, повышать их обоснованно. В то же время повышать их не запрещается. Но мы надеемся, что этот документ поможет выровнять цены и остановить их рост. - Агита ЛАЗДИНЯ, исполнительный директор латвийского представительства швейцарской компании Mepha:
— Эффективность этих правил вызывает сомнения. Ведь лекарства дорожают по совсем другим причинам — это рост курса евро по отношению к лату и вытеснение с рынка более дешевых и менее качественных препаратов. Что реально могло бы повлиять на цену, так это внедрение принципа референтной цены для компенсируемых медикаментов (когда государство оплачивает наиболее дешевый медикамент для лечения определенной болезни. — А.Н.). Также населению следовало бы больше рассказывать о том, что у дорогих лекарств есть более дешевые аналоги. В-третьих, следовало бы способствовать свободной конкуренции среди аптек.