Мусорное дело

Это только для непосвященной домохозяйки содержание мусорного ведра — ненужные отходы. Для людей со смекалкой любой мусор — неиссякаемый прииск, клондайк. Потому и страсти время от времени вокруг мусора кипят совсем нешуточные.


Похоже, процесс “вечного брожения” выходит на новый виток — в конце прошлой недели в Деменской волости прошла встреча депутатов волости со специалистами в области “мусорного дела”. Сказать, что каждый остался при своем — ничего не сказать: действо развивалось бурно, конец встречи ознаменовался попыткой скандала с переходом “на личности”. И все бы оно ничего — каждый развлекается, как может. Только главные вопросы, задевающие не только волость, но и жителей стотысячного города Даугавпилса, а именно: правильно ли принято решение об отказе строительства полигона асбестосодержащих материалов, и можно ли все-таки уменьшить вредные для окружающей среды выбросы в грунтовые воды, которые, в конце концов, по речушке Лауцесе попадают в Даугаву, аккурат в центр города — именно эти вопросы так и остались без движения.

За место под солнцем

Для начала — общий расклад. Разговор идет (может, и должен идти) не об одной свалке, а о трех! Обозначим ныне существующую Деменскую свалку бытовых отходов под № 1. Поскольку Деменская свалка отживает свой срок, под № 2 можно обозначить Южно-Латгальский деменский полигон, который заменит свалку №1 в ближайшее время. Пленка, специальные отстойники, сортировочные линии — все по последнему слову науки и техники. Свалка № 2 (как и № 1) предназначена исключительно для твердых бытовых отходов. Ни грамма “химии” захоронено не будет. Но прежде всего будет приведена в порядок старая свалка, проведена рекультивация. На месте нынешней свалки будет ровная площадка, а через несколько лет засажен лес. Или так — или никак! Халява закончилась, маленький Деменский край отныне — под вездесущим оком Европы!

На старой свалке никакая специальная технология не предусматривалась. Так называемый глиняный замок весом свалки продавлен, все “соки” ручейками стекают в ров. Отнюдь не целебная водичка попадает в граничащее со свалкой болотце и топит лес. Расположенный по периметру свалки ров приходится очищать и углублять чуть не ежедневно.
Деменское волостное начальство начало бить тревогу еще в конце 80-х. Именно тогда были установлены первые три скважины, с которых стали брать замеры грунтовых вод. То есть все познается в сравнении: не прояви Деменская волость настойчивость, еще неизвестно, чем могли обернуться для края захоронения капролактама с индустриального гиганта ЗХВ. Кубовые остатки с завода тогда прошли лабораторный анализ в столице, затем захоронены в специальных двойных мешках, по специальной технологии: каждый слой отходов покрывался слоем песка и гравия. Захоронения проводились в одном месте — легче следить. Хотя бы визуально. Специальные замеры тогда не велись. В общем, как говорится, все в духе старой доброй традиции: где живем, там и… гадим.

Одно слово “свалка”, двух мнений быть не может, несет негативный оттенок. Вклад волости по приведению нынешней свалки в относительный порядок известен. Однако свалки нужны, и, несмотря на факт, что любая свалка есть неизбежное зло с точки зрения экологии, как ни парадоксально, на “место под солнцем” для свалки № 2 претендовали аж четыре волости! Евросоюз планирует вложить в новый полигон большие деньги. “Это рабочие места”, — совершенно справедливо несколько лет назад отметила журналисту председатель Деменской волости  Валентина Гадзане. Как обстоят дела на селе с трудоустройством, чем занимается скучающий народ — и без того всем ведомо.

И вот тут-то начинается самое интересное. Мы плавно переходим к полигону № 3…

Природный фильтр

Мы плавно переходим к полигону № 3, который, как оказывается, волости не нужен. Совсем недавно депутаты волости высказали единогласное “нет” фирме “BAS” и, как следствие, полигону асбестосодержащих материалов, строительство которого также планируется в Демене.

Попробуем разобраться. На первый взгляд, строительство не просто свалки, а полигона опасных для экологии асбестосодержащих материалов, — есть явный перебор. Ладно, отчубучили “большую помойку” при коммунистах, ладно — строительство новой, но современной, безопасной свалки, за чужой счет да еще за предстоящие барыши. К “родному” запаху уже вроде попривыкли, кому она нужна — третья по счету свалка, да еще набитая каким-то опасным дерьмом? Не слишком ли?

Однако в слове “каким-то” как раз и весь “фокус”! Захоронения асбестосодержащих материалов на месте возможного полигона № 3 могут стать мощным дополнительным фильтром для первых двух свалок. В основе “фокуса” — именно асбест! Точнее, его природные качества. При условии постройки полигона № 3 ниже остальных свалок, на пути следования грунтовых вод, асбест, являясь мощным абсорбирующим материалом, будет впитывать, брать на себя всю накопленную гадость с соседних свалок. Будучи правильно захороненными, асбестосодержащие материалы дружественны к природной среде! Теоретически, не будь полигона № 3, при наличии первых двух свалок, его стоило бы просто “придумать”.

Но придумывать ничего не надо. Вот он, природный фильтр! Не “химия” какая-то! Речь о захоронении асбестосодержащих материалов, которых у нас, в Латвии, как говорится, выше крыши! Именно так: асбест является составной частью известных нам всем обычных крыш!
Исходя из вышесказанного, невольно задаешься вопросом: в чем смысл поступка депутатов волости, “зарезавших” на корню инициативу частной фирмы, собравшуюся строиться за свой счет? В чем состоит риск? Рассмотрев вопрос под углом экологии, не грех задаться вопросом: есть риск, или нет, но стоит ли овчинка выделки с точки зрения бухгалтерии? Экономически это выгодно? Еще как! Сегодня, при наличии свалки бытовых отходов, в виде налога на природный ресурс волость имеет пол-лата за каждую захороненную тонну. При наличии свалки асбестосодержащих материалов волость будет иметь десять латов за тонну! По официальным данным, в республике 2, 3 миллиона тонн асбестосодержащих отходов, из которых 2, 2 миллиона тонн — обычный шифер, крыши, о которых мы уже упоминали!

И последний штрих. В 2008 году вступает в силу так называемая “Водная директива” ЕС. Что это такое? Это мониторинговый контроль, это нещадные штрафы. Поскольку Деменская волость совсем небогатая, а Европу этот факт будет интересовать меньше всего, вопрос уплаты штрафов за “заплывы” загрязненных грунтовых вод ляжет тяжким бременем на государство. В данном контексте, депутаты волости — люди пусть маленькие, но люди “государевы”. Изучались ли ими вопросы в комплексе при принятии решения — не совсем непонятно.

Где же все-таки собака зарыта?..
Впрочем, встреча со специалистами и обмен мнениями, пусть даже после принятого решения — как раз тот момент, который характеризует деменских депутатов и главу волости только с положительной стороны. Разобраться, еще раз все взвесить — никогда не поздно. Другое дело, что с самого начала пятничный разговор был парализован, никак не задавался чисто из-за личностных качеств, в частности, депутата волости некоего Ромуальда Блейдерса. Солидного вида местный князек сидел, как на иголках, сбивал всех с толку, уводил разговор в сторону, всем своим видом выказывая, что все знает, все видит, что умнее его никого нет. Спрашивается: зачем к “неумным” пришел? В отличие от других депутатов, за все время встречи ничего путного не сказал, только напросился на неприятности после ответной реплики приглашенного на встречу Сергея Степанова. После чего призывал всех в свидетели, что ему угрожают.

Военные действия начались сходу, с назойливых попыток узнать о жалобе и ее составителях на работу ныне действующей свалки. Собственно, нормальное желание. Другое дело, что, в отличие от коллег-депутатов, ничего более местную знаменитость не интересовало. Ответ приглашенной на встречу депутата Сейма  Сармите Кикусте, к которой, собственно, и поступила жалоба, о том, что она никому ничем не обязана, что для полного и всестороннего изучения необходимы документы из волости, из-за которых, в частности, депутат и приехала, по всему было видно, оставили г-на Блейдерса совершенно неудовлетворенным.
После встречи “Динабург Вестник” в общих чертах был ознакомлен с жалобой. Думается, что в силу заявления депутата Сейма г-жи Кикусте придавать публичности, даже в общих чертах, поступившую жалобу было бы некорректно. Да и не о ней, глядя в завтрашний день, думается. Будет правильным сообщить о другом неведомом, судя по встрече, для депутатов волости документе: апелляции фирмы “BAS”, поданной в административный суд на вышеупомянутое общее депутатское решение.

Выступали на встрече и другие специалисты — как от общественных организаций, так и от государственных. Последние, в частности, представлял руководитель Регионального управления среды Павел Кацарс. Суть выступлений г-на Кацарса об асбестосодержащих материалах и полигонах для их захоронений укладывается в приведенные выше соображения. “Как и положено”, разъяснив нюансы, ответив на вопросы и отметив плюсы нового полигона, решение депутатов волости чиновник Кацарс тактично обошел стороной. Однако в беседе с журналистом был более откровенен, отметив “видную невооруженным глазом потерянную выгоду…”
В общем, что-то в этой истории не то. По всем документам, загрязненность стоков увеличивается с каждым годом, казалось бы: вот он, выход! Однако — стопор! Волость упрекает в создавшейся ситуации фирму “BAS”, игнорирующую как самих депутатов, так и проживающих в волости людей. Народ не просто не информирован, запуган: а хрен их знает, чего они там закапывать будут — отходы-то вредные! Если это так, то упрекать депутатов волости, по меньшей мере, невежливо. Как справедливо отметила председатель волости г-жа Гадзане: нет диалога — нет и решения! То есть оно есть, но какое-то несуразное, не приносящее ни видимой пользы, ни простого облегчения! Никому!
По большому счету, главе волости надо сказать большое спасибо за то, что после вынесения решения вопрос нового полигона не накрыт ржавым медным тазом. И вообще, может кто-нибудь объяснить: судиться — это принципиально, или можно для начала поговорить? Волость, со слов председателя волости, к встрече готова.
В любом случае, газета докопается до истины. Да, свалки — это зло, но постройка полигона могла бы предотвратить еще большее зло, которое ждет впереди и волость, и второй по величине город при таком отношении к делу.

16.02.2006 , 15:33

Роман САМАРИН


Написать комментарий