Сейм вчера утвердил пересмотренный законопроект о радио и телевидении, недавно приостановленный президентом Вайрой Вике-Фрейбергой. Пункт о госязыке авторы документа видоизменили и сделали совершенно туманным: если Кабинет министров обнаружит где-то угрозу латышскому языку, он может принять решение о мероприятиях, способствующих его использованию на определенной территории.
Согласному первому варианту спорного пункта, правительство имеет право разработать особые правила об использовании языка вещания на территории, где официальное наречие подвергается угрозе. При том что определения самой угрозы нет ни в одном документе, да и Конституционный суд не так давно признал не соответствующими Сатверсме подобные ограничения.
Парламентская фракция ЗаПЧЕЛ направила президенту
просьбу не провозглашать документ, в котором содержится эта норма, и Вайра Вике-Фрейберга действительно вернула законопроект на дополнительное рассмотрение.
Вчера Сейм голосовал по “работе над ошибками”: переделанный акт снова оказался на повестке дня и был принят. Его авторы решили не выкидывать пункт, который испортил все дело в прошлый раз, а изменить. Причем смысл его стал совсем уж сакральным. “Если Кабинет министров констатирует, что на какой-то территории государства существует угроза госязыку или его использование существенно недостаточное, он примет решение о мероприятиях, которые способствовали бы распространению госязыка на соответствующей территории”. Понимай, как хочешь.
По мнению депутата от Партии народного согласия (ПНС) Андрея Клементьева, новая норма реального значения не имеет, так как вряд ли удастся применять ее на практике. Но вот в качестве угрозы неугодным вещательным организациям пункт вполне сойдет, и при определенных условиях его можно использовать для борьбы с конкурентами. ПНС уже написала письмо президенту, в котором просит ее вернуть законопроект на еще одно дополнительное рассмотрение, чтобы совсем вычеркнуть из текста спорную норму.